До турнираПервое, что нужно сделать в день турнира, - это вовремя проснуться. Вставайте заранее, чтобы было время нормально поесть, сделать прическу, собрать все необходимые вещи, к каковым относятся танцевальная обувь, костюмы, классификационные книжки или свид. о рождении, деньги на благотворительный взнос (от 500 рублей) и на питание на турнире, а также деньги на случай, если вы решите купить фотографии вашей пары (часто на турнирах ведется профессиональная съемка). Обязательно возьмите бутылку воды и салфетки! Если вы решили делать прическу на турнире, то возьмите с собой все необходимые для этого атрибуты (лак, гель, расческу, шпильки и т.д.). На всякий случай возьмите также комплект булавок (не менее 8 штук), чтобы прикрепить номер на спину партнеру (обычно их выдают на турнире, но лучше взять свои). Обязательно снимайте выступление на видео, чтобы увидеть прогресс и ошибки. Посмотреть на себя со стороны очень интересно и полезно. Так вы сможете сравнить себя с соперниками.
Следующее, что необходимо сделать для успешного выступления на турнире - это вовремя на него прибыть. Обычно турнир делится на несколько отделений (от 3-х до 5-ти), для каждого из которых в расписании турнира (их обычно называют приглашениями) указывается время и названия групп, которые танцуют в данном отделении. Но имейте в виду, что прибыть на турнир нужно минимум за 60 минут до начала вашего отделения, а еще лучше часа за полтора. Дело в том, что регистрация пар на турнир начинается за 1,5-2 часа и заканчивается за 40 минут ДО НАЧАЛА отделения. Поэтому, скажем, если в расписании указано, что ваша группа (например, "Дети Н класс") танцует в отделении, которое начинается в 12.00, то приехать нужно примерно в 10.30-11.00, не позже. Это нужно для того, чтобы успеть зарегистрироваться, размяться, переодеться и сделать прическу (если по какой-либо причине вы не сделали ее дома).
Если у вас не предусмотрена предварительная регистрация и оплата участия, то на входе в помещение, где проходит турнир, вам нужно будет КАЖДОМУ ТАНЦОРУ купить билет УЧАСТНИКА и ВХОДНОЙ билет для сопровождающего. Дети не участвующие в турнире проходят бесплатно, поэтому смело приводите с собой детей болельщиков.
Далее по этому билету вас пропустят в зал и раздевалки участников. Пройдите в раздевалку и найдите там свободное место (иногда это большая проблема), где вы сможете оставить свои вещи и в дальнейшем переодеться. Довольно часто в качестве раздевалок выступают пустые зрительные залы или даже трибуны, где проходит сам турнир (бывает и такое).
Дальнейшие ваши действия зависят от наличия партнера (партнерши). Если ваша пара присутствует в полном составе, то сразу же найдите Регистрационно-счетную комиссию и зарегистрируйтесь. Иногда для этого приходится отстоять в очереди от 5 до 30 минут (бывает и больше). Не обязательно стоять в очереди вдвоем. Достаточно одного из партнеров. Он должен иметь на руках: оба билета, обе классификационные книжки (или оба св-ва о рождении). При регистрации иногда спрашивают название клуба и фамилию тренера. На регистрации вам выдадут номер, который нужно прикрепить на спину партнеру (или партнерше, если вы выступаете в СОЛО). Прикрепляйте номер аккуратно и ровно за четыре угла булавками, чтоб он не топорщился во время танца, иначе это испортит впечатление от вашей пары. Сам номер нужно вложить в прозрачный файл или заламинировать (50-100 рублей) и именно в таком виде прикреплять его на спину. Дело в том, что номера бумажные и во время движения они могут просто порваться и упасть.
Не торопитесь сразу переодеваться. Дождитесь окончания регистрации, после которой вывесят программу отделения. Вполне может оказаться, что вы танцуете через 1-1,5 часа после его начала. Лучше всего найдите место, где можно размяться и повторить вариации. Иногда, если все идет по графику, между отделениями всем парам, участвующим в следующем отделении, разрешают размяться прямо на конкурсном паркете. Не пренебрегайте этой возможностью, даже если пар очень много. Надо "прощупать" паркет (насколько он скользкий) и примериться к размерам зала (площадка по размерам может сильно отличаться от нашего тренировочного зала). Не обязательно танцевать в полную силу. Пройдите вариации хотя бы чисто схематически.
Переодеваться рекомендуем примерно за 30-40 минут до выхода на паркет. Обязательно нужно хорошо размяться перед выходом (можно сделать упражнения на стопы и бедра, или протанцевать небольшие кусочки вариации в любом подходящем уголке, или интенсивно попрыгать). Постарайтесь не уходить далеко от паркета, так как иногда ход турнира может опережать график. Никто за вами бегать не будет. Будет очень обидно потерять столько времени и денег и остаться без награды из-за собственной несобранности и невнимательности.
Если в вашей группе зарегистрировано более 15 пар, то турнир будет проходить в несколько заходов. Причем, они могут меняться (например, медленный вальс вы танцуете в 1-ом заходе, а ча-ча-ча - в 3-м) - это называется Ротация. Поэтому внимательно изучите и запомните номера своих заходов и ни в коем случае их не путайте!!
Во время турнираПосле объявления вашего захода достойно выйдите на паркет и найдите свободное место. Не торопитесь сразу начинать танец, как только заиграет музыка. Сначала убедитесь в том, что вы правильно ее считаете. Если в паре музыку лучше слышит партнерша, то доверьтесь ей. Ничего страшного даже если кто-то из вас будет считать вслух. Для начинающих это вполне нормально. Лучше считать вслух, чем танцевать не в музыку. Танцевание в музыку - это очень важный критерий судейства.
Если во время танца вы сбились, столкнулись с другой парой, выпали из музыки - ничего страшного. Попытайтесь не нервничать и продолжить танец с того места, на котором остановились (только дождитесь нужного счета в музыке!!). В крайнем случае, начните вариацию сначала. Ни в коем случае не уходите с паркета до окончания мелодии (были у нас и такие случаи). Это не достойно спортсмена и является неуважением как к судьям, так и к зрителям!! После окончания мелодии сделайте поклон зрителям и покиньте паркет (кроме случаев, когда вы танцуете все танцы в одном заходе).
В массовом спорте все пары танцуют один раз и за каждый танец получают определенный бал от судей, после чего выставляется средняя оценка. Чем она выше - тем лучше выступила пара и тем более высокое место она заняла.
После выступления не торопитесь переодеваться. Дождитесь награждения. Если вы участник массового спорта, то в любом случае, независимо от занятого места, вы получите диплом 1-ой, 2-ой или 3-ей степени.
Как оценивается конкурсный танец?На что, прежде всего, смотрят судьи перед тем, как выставить вам оценку?
-
РИТМ. Это самый важный критерий танца. Если пара танцует не в музыку, то на все остальное обычно уже не смотрят и пара автоматически получает либо самый низкий балл (в массовом спорте), либо самое последнее место (в спорте высших достижений). В общем, музыка - это все!
-
ЛИНИИ — этим мы подразумеваем длину и растяжение тела от носка до головы. Красивые и хорошо выполненные линии, прямо или косвенно увеличивают объём фигур.
-
РАМКА — правильное неподвижное положение рук, устанавливаемое в закрытых танцах. Линия рук партнёров должна быть прямой от локтя до локтя. Руки должны образовывать своего рода овал, который при изменении объёма рамки должен сохранять форму для того, чтобы партнёры оставались в правильной позиции друг относительно друга, не вываливались. Пара должна быть красивой. Результат соревнования часто зависит от правильной осанки.
-
МУЗЫКАЛЬНОСТЬ — все движения в танце должны соответствовать специфике музыки — выделяться сильные доли, плавно прорабатываться слабые. Например, в ча-ча-ча на шаг приходится на сам удар, а длительность ноты (счёт «и») — это снижения, работа бёдер. Чем дольше счёт «и» тем быстрее и выразительнее ча-ча-ча.
-
ДИНАМИКА — пара должна двигаться по паркету достаточно динамично. Особенно это касается европейской программы (медленный вальс). Если длина вашего шага во время выполнения фигур будет в 1,5-2 раза больше чем у ваших соперников, то вас никогда не оставят без внимания как судьи, так и зрители. Вы просто сразу будет бросаться в глаза, в отличие от тех, кто еле перемещается по паркету.
-
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ (presentation) — очень важно как пара выходит на паркет, готовится к танцу и заканчивает свое выступление. Обязательно, если это пара, партнер должен вывести партнершу за руку, а после завершения танца увести с паркета.
-
ЭНЕРГИЯ — Энергия танца захватывает зрителей. Но энергия должна быть управляемой. Например, мощное движение весьма полезно в вальсе. Движения должны соответствовать музыке. Например, в медленном вальсе накопление энергии происходит за счёт снижения между счётами «три» и «раз». А высвобождение энергии на счёт «раз» должно быть управляемым (дабы не проскочить счёт два) и поддерживаться при вырастании на "два" и "три". То же самое и в остальных танцах.
-
РАБОТА НОГ И СТОПЫ —правильная работа колен придаёт ча-ча-ча некоторую «модность», а натяжение носков — увеличивает длину линии. Использование этих приёмов и правильная работа стопы опорной ноги позволяют добиться мощного и быстрого шага.
-
ВЕДЕНИЕ — Единственный критерий — партнёрша должна быть лёгкой и слушаться партнера. При неправильном ведении лёгкости достичь невозможно. Каждый человек индивидуален, поэтому изучение партнёра — долгая и тяжелая, но весьма нужная работа.
-
СТИЛЬ ПАРЫ — Как пара смотрится вместе, костюмы, поведение на паркете. Это тоже далеко не самый последний критерий оценки.
Конечно, каждый судья имеет свои собственные представления о том, какой критерий более важен, а какой менее. Поэтому не удивляйтесь тому, что оценки разных судей одной и той же пары могут очень сильно отличаться друг от друга. Просто кто-то оценил вашу мощную динамику, а кто-то в это момент смотрел на рамку и заметил в ней много недостатков.
Ни в коем случае нельзя:- Расстраиваться, если вам сделали замечания ЗГС (заместители главных судей) по костюмам, фигурам или прическам ваших детей. Постарайтесь исправить все недочеты, если это не возможно, получите разрешение ГС (главного судьи) продолжать соревнования в прежнем виде. А к следующему турниру обязательно всё исправить.
- Ругать ребят за неудачно станцованный танец. Его уже станцевали и все равно ничего не исправить. Лучше настраивайте на следующий танец.
- Критиковать партнера или партнершу вашего ребенка.
- Высказывать вслух свое мнение о судьях, работающих соревнованиях ...
- Предъявлять претензии в устном виде главному судье соревнований из-за результатов ваших детей на турнире. Главный судья соревнований следит за соблюдением правил проведения турнира – следование расписанию, наличие пар на паркете, наличие судей в системе, темп, длительность мелодии и т.д. В течение 5-7 дней можно подать претензию в письменном виде, которую рассмотрят на дисциплинарном комитете.
Можно:- Давать детям советы криком типа «Держи руку», «Выпрямляй колени», «Тяни шею» и прочее. Это поможет детям вспомнить и исправить элементарные ошибки.
- Громко кричать, хлопать, поддерживая свою пару и одноклубников на соревнованиях.
- Поддерживать хорошее настроение у танцоров.
После турнираЕсли ваш ребенок не занял 1 место на соревнованиях и не стал чемпионом по спортивным бальным танцам на этом турнире – не делайте из этого вселенскую трагедию! Обязательно отпразднуйте любой результат.
После выступления и награждения всех пар вы сможете подойти к Счетной комиссии и забрать вклейку в свою классификационную книжку. На ней будут указаны результаты вашего выступления: название турнира, ваша фамилия, группа, класс, количество пар, занятое место и набранные очки. Ее необходимо будет вклеить в вашу книжку. По желанию можно купить распечатку со всеми местами, которые вам и вашим соперникам поставили судьи за каждый танец. Это довольно полезно, чтобы знать: над каким танцем надо работать особенно усиленно.:-) Распечатка обычно стоит 50 рублей.
Далее по желанию вы можете либо остаться в качестве зрителя, либо покинуть турнир, не забыв свои вещи (что довольно часто происходит). При желании можете купить фото вашей пары на память (если на турнире работали фотографы). Постарайтесь не расстраиваться в любом случае и из каждого турнира извлекать максимум пользы, как бы он для вас не закончился.
ПОМНИТЕ:Дети гораздо спокойнее относятся к неудачам, чем их родители.
Тренер по спортивным бальным танцам воспринимает неудачи тоже всерьез.
В спортивных бальных танцах каждый турнир по тренировочному эффекту равен месяцу тренировок. И в этом его основная польза.
Межклубный турнир по спортивным бальным танцам – это репетиция, проверка готовности и характера, психологической устойчивости к предстартовым волнениям. О реальном уровне детей можно судить в открытых соревнованиях по спортивным бальным танцам и на чемпионатах города, области, страны.
Каждый «крест» обозначает, что данный судья хочет видеть вашу пару в следующем туре соревнований по спортивным бальным танцам.
Соперники ваших детей тоже тренируются и хотят выигрывать турниры по спортивным бальным танцам. Танцоров много, а первое место одно.
Хороших вам соревнований и объективного судейства.
Легкого паркета и побед!